Садовые растения
Цветы в саду
Участки
Дачная кухня
Дорожки, ступеньки
Ландшафтный дизайн
Статьи об обустройстве сада
Композиция сада

С чего начать планирование и устройство японского сада? Как правило, японцы начинают с ворот, то есть с начала. Труд мастера сада на Востоке во многом напоминает труд писателя, а сам сад  -  литературное произведение. В нем должен быть сюжет, идея, образы и картины, наводящие на философские размышления, интересная «завязка», волнующая «кульминация», неожиданные повороты и непредсказуемые события.


Насколько привлекательны японские сады для европейцев, настолько же и сложны в исполнении, так как основаны на собственной логике, самобытной традиции мышления и творчества, которые удивительно не похожи на все, к чему мы привыкли. Настроиться на соответствующий лад будет несколько проще, если вы начнете планировать сад так, как если бы рассказывали историю. В каждую картину, пейзаж старайтесь заключить философскую мысль или определенное эмоциональное состояние, возвышенное переживание, которые вы хотите «запомнить», поместив в сад как в альбом. Например, созерцая вдалеке, сквозь туман, одетую цветами вишню, средневековый японский поэт сравнивает ее с возлюбленной: «так промелькнула ты, но сердце все полно тобою»! Осенние цветы могут напомнить о том, что все лучшее, пережитое вами когда-то, не ушло бесследно, а стало частью вашей души:



Когда на старой ветке хаги Осеннею порой Цветы раскрылись вновь, Я понял  -  прежнюю любовь Еще не позабыло сердце!


Мицунэ


 


Чтение японской лирической поэзии послужит вам вдохновляющим источником сюжетов для пейзажных кармин. Например, в одном из пятистиший (танка) поэт сетует на то, что жизнь мимолетна как пена в бурлящем потоке ручья, а хотелось бы, чтобы она была прочной как канат. Противопоставление изменчивого, зыбкого и надежного, вечного  -  один из самых распространенных мотивов японских пейзажных садов. В другом стихотворении жемчужные брызги водопада сравниваются со слезами и таких примеров можно найти бесчисленное множество.





Прежде чем приступать к разметке сада на бумаге или непосредственно на месте, определенно стоит подготовить для себя перечень мыслей-картин и продумать, в какой последовательности их лучше всего расположить, каким должен быть характер смены одного пейзажа другим. Новая картина может предстать перед вашими гостями неожиданно  -  за поворотом дорожки, за углом здания, а может приоткрываться издали, как бы указывая путь и являясь таким образом частью предыдущего пейзажного вида. Например, чудесным майским днем гости приходят в ваш сад и у входа им открывается композиция из массивных камней, вечнозеленых сосен и можжевельников, внушающая чувство стабильности, надежности. В течение всего года эта композиция будет неизменна, как и уважение, ожидающее гостей в вашем доме. Не случайно в японской поэзии можно встретить сравнение сосны, растущей рядом со скалой, с другом: эта картина может служить эмблемой постоянства, надежности. Но жизнь была бы скучной и без тех быстротечных, волнительных минут, когда мы грустим или смеемся рядом с теми, кого уважаем и любим. Можно разместить в саду группу вишневых деревьев, цветущих весной, так, чтобы вид на нес слегка приоткрывался от входа. Пусть она будет составной частью заднего плана и пусть гости предвкушают радость общения, о чем напоминает им цветущий сад, пройти к которому прямиком, впрочем, невозможно. К цветущим вишням ведет извилистая дорожка. Следуя этим путем, вы сначала попадаете в тенистый уголок с печальным, «жемчужным» водопадом, где вода не течет сплошным потоком, а рассыпается брызгами. Пейзаж дополняют поникающие травы, папоротники, создающие эмоциональный контраст с картиной цветущего сада. Чтобы пройти дальше, надо перейти через быстрый поток по деревянному мостику, который кажется старым и ненадежным. Вкруг мостика группами высажены ирисы. Их прочные, устремленные к небу листья напоминают о том, что для преодоления жизненных препятствий требуется мужество. Несколько шагов  -  и гости, переправившись через ручей, огибают но дорожке группу высоких деревьев, за которой неожиданно открывается чудесный вид весеннего сада: цветущие вишни, сливы, черемухи смотрятся в безмятежную гладь спокойного пруда как в зеркало. Под нарядными деревьями  -  скамейки, где можно сидеть, любуясь прудом и расположенным на нем островом, символизирующим райскую обитель.


Пусть описание этого воображаемого сада и занимает много места, оно чрезвычайно полезно, поскольку на его примере вы можете убедиться, что, имея продуманную «легенду», не так уж трудно и сад в целом. Выработав общую идею, вы будете знать, как провести изгибы дорожки, береговую линию ручья и пруда, какой высоты должны быть деревья и кустарники. Возможно, вы придете к выводу, что некоторые части композиции лучше расположить на насыпных холмах  -  это позволит сделать их видимыми с большего расстояния. Если вами задуман также искусственный пруд, для насыпки возвышений будет использован грунт, вынутый при его строительстве (часто вывоз грунта является большой проблемой).










Существуют и общие принципы, на которых основывается композиция японского сада. В старину некоторые правила считались догмой, им даже приписывали мистический смысл. Согласно этим представлениям, нарушение законов устройства сада влекло за собой ужасные несчастья и бедствия, посылаемые на голову мастера недовольными духами. Сегодня отношение к традиционным правилам стало более свободным: японцы охотно заимствуют идеи у других народов, используют современные технологии и материалы. Вы можете поступить так же, если хотите привнести в традиционную схему что-то свое или не находите возможным выполнение некоторых правил из-за особенностей климата, рельефа, архитектуры на вашем участке. Но именно следование, пусть и не строгое, традиционным методам композиции позволит вам сделать сад как можно более «японским», очаровывающим взор и приковывающим к себе внимание.


Категория: Ландшафтный дизайн


Обустройство беседки


Мебель должна быть не только красивой, но и удобной.

re