Садовые растения
Цветы в саду
Участки
Дачная кухня
Дорожки, ступеньки
Ландшафтный дизайн
Статьи об обустройстве сада
Мотивы японского сада

Едва ли стоит напоминать о том, что устройство японских садов, особенно в древности, основывалось на целой системе религиозных, философских, мистических представлений. По мнению многих именно это представляет особенный интерес. В наши дни владельцы загородных участков нуждаются не просто в благоустроенном, комфортном пространстве, окружающем дом, но и в чем-то таком, что могло бы отвлечь их от серых будней, обратить мысли к тайнам мироздания, помочь обрести внутреннюю гармонию.


Некоторые мотивы и образы традиционного японского сада могут быть с успехом использованы й сегодня. Возможно, вам доставит удовольствие тот факт, что они имеют тайное значение и даже, если верить восточным мудрецам, способны изменить вашу жизнь к лучшему, поскольку человек, его сущность, его судьба и окружающее пространство являются единой системой.


Искусство японского сада связано с целым рядом религиозных течений: синтоизм, даосизм (и возникшее на его основе учение фэн-шуй), буддизм и его различные школы. Самый распространенный композиционный мотив в саду  -  это модель Вселенной. Согласно верованиям древних, наш обитаемый мир представляет собой остров, плывущий по волнам мирового океана. Пруд с островами, составляющий основу композиции сада, является иллюстрацией этой идеи. Продумывая форму пруда, древние мастера часто вкладывали в его очертания особый философский или мистический смысл. Например, встречались пруды, напоминающие формой иероглиф «сердце». В тихую погоду такой пруд мог служить изображением спокойного, мудрого сердца (или разума), не замутненного мелочными страстями, в котором мир отражается без искажений. Острова, расположенные на глади пруда, изображали сушу, земные или мифические миры. Как правило, каждый имел собственное название и символическое значение. Плоский остров Черепахи и высокий остров Журавля управлялись двумя различными типами космической энергии. Черепаха  -  темной, пассивной, женской энергией инь, Журавль  -  светлой, активной, мужской энергией ян. Баланс этих энергий обещал владельцу сада процветание и долголетие. Два острова Журавля и Черепахи символизировали не только гармонию космических начал, но и два аспекта мудрости. Черепаха стремится к познанию глубин мироздания, в то время как журавль летит ввысь, олицетворяя духовное совершенство, на его спине или просто по ветру свободно путешествовали по миру бессмертные святые, среди которых мог оказаться и любой человек, достигший вершин просветления. Во многих садах встречается остров, символически изображающий рай. В то время как все другие острова в зависимости от замысла мастера могли соединяться друг с другом и с берегом мостиками, переправами из камней, райский остров должен был оставаться недостижимым, чтобы напоминать о том, как много внутренней, духовной работы требуется от желающего познать райское блаженство.







Еще в глубокой древности японцы обожествляли природу каждый пейзаж воспринимался как зримое воплощение населяющих ландшафт духовных сущностей, мифических существ. Впоследствии эти представления замысловато переплелись с религиозными учениями, пришедшими из Китая. Так, например, почитаемые в Поднебесной бессмертные из пантеона Дао, питающиеся росой и летающие по небу, воспринимались как одна из разновидностей синтоистских духов ками, населяющих окружающее пространство. Пристанищем бессмертных в саду служили островакомпозиции из камней. Созерцание гармоничных пейзажей в спокойной обстановке давало владельцу сада ощущение присутствия этих божественных сущностей рядом, их покровительства. Кроме того, поднявшись на высшую ступень духовного совершенства, любой человек, мог сам сделаться бессмертным, достичь такого состояния, когда физические законы природы утратили бы власть над ним. Само нахождение в саду, среди островов, озер, скал, в обители высших существ, согласно поверьям способствовало достижению этой цели, включало механизм духовного преображения. Полагалось также употреблять особые снадобья, практиковать специальные физические упражнения., В символической форме сад указывал владельцу и другие пути в ряды небожителей. Живые черепахи, их скульптурные или символические изображения воплощали идею знания: по легенде, речная черепаха на своем панцире явила людям первые иероглифы, открыв путь к учению. Другое священное животное  -  журавль  -  как уже говорилось, символизировал возвышение и очищение души. В садовых прудах, как правило, разводили священных карпов кои, которые служили примером упорства и воли в преодолении препятствий. Считалось, что карп  -  единственная рыба, способная плыть в водном потоке против течения и достичь водопада. Если такое случалось, карп превращался в дракона  -  мифическое животное, олицетворяющее власть и могущество.


Еще один распространенный мотив японского сада  -  легенда о священной горе Хорай. Мифический владыка горы, по преданию, обладает большой властью: он хранит в золотых шкатулках нефритовые таблички, на которых отмечены сроки жизни всех людей, к нему отправляются души умерших, где над ними вершится суд. Повелитель Хорай ведает распределением богатства и знатности среди живущих, списками бессмертных, управляет планетой Юпитер и связан с ее духом. Впечатляют звания божеств, входящих в его свиту: «вершитель судеб, поддерживающий порядок в стране»; «добавляющий счастье»; «убавляющий счастье»; «охранительница женских покоев, дарующая сыновей и внуков». К могуществу обитателей Хорай японцы относились с большим почтением. Изображения горы дарили на Новый год с пожеланием счастливого долголетия, с той же целью их, видимо, размещали и II саду.









Гора могла быть выполнена в виде насыпного холма, возвышающегося на острове среди пруда, группы растений, камня в «сухом» саду, где водная гладь изображалась при помощи песка с прочерченными па нем бороздами-«волнами» (техника карэсансуй). Нередко композиция дополнялась вытянутым камнем в форме лодки. Он символизировал судно, направляющееся к горе за сокровищами. Если камень был направлен узкой стороной в сторону горы (то есть, лодка «плыла» но направлению к Хорай), его устанавливали выше, поскольку трюмы корабля в этот момент еще не заполнены сокровищами. Камень-лодку, «удаляющуюся» от горы, глубже погружали в землю и этим показывали, что она полна драгоценного груза. В композиции могли использоваться и другие камни, которые тоже были часть сюжета  -  они изображали священных животных, острова или другие элементы ландшафта, различных добрых духов. Поскольку японцы верили, что божества действительно обитают в камнях, великая гора Хорай рядом с домом должна была служить защитой от .любых вредоносных сил. Ей, вернее, ее повелителю и ВОЗНОСИЛИ молитвы о долголетни и благополучии.


С развитием культуры самураев наивные верования постепенно уступали место более серьезным религиозным н философским воззрениям. Излюбленные мифологические сюжеты японского сада частично сохранили свое значение, но стали восприниматься, скорее, как аллегория. Например, под сокровищами, увозимыми с торы Хорай, могли подразумеваться, скорее, духовные ценности, чем материальное богатство, которое владелец сада мог бы вымолить у духов. Правитель страны видел в сословии самураев свою опору в деле поддержания мира и порядка в стране, защиты ее от внешних врагов и придавал большое значение воспитанию в самураях необходимых для этого качеств: аскетизма, бесстрашия, дисциплины, способности к концентрации воли и внимания. В садах появляются соответствующие мотивы, например, принцип ваби-саби: эталоном красоты служит простота, бедность, изысканная старина. Получают большое распространение «сады камней» и сады чайной церемонии. Это уже не талисманы, способные осчастливить владельца сада помимо его усилий, а места, предназначенные для духовный упражнений: медитации, буддистских ритуалов, укрепляющих дух (таким ритуалом, например, считалось чаепитие).


Нередко в таких садах в миниатюрной или даже символической форме воссоздавались элементы известных ландшафтов  -  реальных или мифических. У посетителей сада они должны были вызывать определенные ассоциации, философские мысли и тем самым способствовать их просвещению, духовному совершенствованию.






Категория: Ландшафтный дизайн


Обустройство беседки


Мебель должна быть не только красивой, но и удобной.

re