Из истории английского сада

Английский сад, каким мы его знаем, возник, а точнее, оформился сравнительно недавно: на рубеже XIX-XX веков. Но не обманываются и те, кто считают, что искусные приемы английских садовников уходят корнями в глубь веков. Культ садоводства в этой стране настолько развит, что, кажется, он существовал здесь с начала времен, и это недалеко от истины.

Долгое время английское садово-парковое искусство существовало в двух параллельных мирах. В имениях аристократии создавались достаточно помпезные замковые сады, в XVII веке появились знаменитые английские пейзажные парки, популярность которых распространилась далеко за пределы страны. Под влиянием географических открытий и затем роста колониального могущества Англии представления знатных землевладельцев о мире ширились, и вместе с этим видоизменялось садовое искусство. Очевидно, из Китая были заимствованы приемы создания пейзажных парков, подражающих природным ландшафтам, а с расширением торгового сообщения дорогу в сады англичан нашли не только идеи, но и чужеземные растения, существенно обогатившие ассортимент декоративных посадок. В те времена доставка растений и даже семян была чрезвычайно сложна: дорога занимала долгие месяцы, морской воздух (а торговые суда были самым надежным транспортом) губительно действовал на живые посылки из-за содержащихся в нем частиц соли, и, чтобы доставить хотя бы часть груза в сохранности, приходилось прибегать к различным уловкам.

Поэтому было весьма почетно быть хозяином сада с богатой коллекцией экзотических растений, ведь это мог позволить себе лишь человек, имеющий деньги и влияние. Не столь важно, что в большей степени способствовало процветанию садового искусства в Англии: тщеславие богатых снобов или страсть к ботанике, заложенная в генах британцев, важно лишь то, что к началу промышленной революции садоводство достигло здесь небывалых вершин, превратившись в культ.

За пределами роскошных поместий получила развитие друга традиция — сельского сада, так же имеющая длинную историю (первые достоверные упоминания о таких садах относят к XV веку). Небогатые деревенские обыватели устраивали сады, чтобы повысить качество жизни свей семьи. Предпочтение отдавалось полезным растениям, а планировочные, конструктивные, дизайнерские решения были самыми практичными. Для оформления дорожек и площадок, водоемов, из которых брали воду для полива, других садовых конструкций использовались недорогие местные материалы, зачастую находили применение ненужные в хозяйстве вещи (к примеру, старая кухонная посуда — в качестве контейнеров для растений). В садовых посадках соседствовали овощные и ароматические растения, цветы и травы, используемые для приготовления блюд, домашней косметики, лечебных отваров, средств от насекомых, красителей для ткани, широко выращивались цветочные культуры, из которых можно было составить букеты на продажу.

Такие сады, разумеется, не считались особым родом ландшафтного искусства и оставались в тени своих аристократических собратьев. Историки не пришли к единому мнению относительно времени их возникновения, настолько тихо и незаметно вошли в жизнь англичан скромные сады сел и городских предместий. Вместе с тем здесь протекали важные для всего ландшафтного искусства процессы, и спустя века поклонники изысканного изящного садоводства по достоинству смогли оценить их значимость. Многие десятилетия народного творчества способствовали оформлению принципов сада для жизни: удобного, гармоничного, соответствующего нуждам семьи, разумно и рационально устроенного так, чтобы хозяева дома, несмотря на занятость, в свободное время могли поддерживать сад в порядке. Все это станет исключительно важным впоследствии, после промышленной революции, когда ландшафтное искусство из достояния праздного класса превратится в массовое увлечение.

Наступил XIX век с его огромными преобразованиями в общественной и политической жизни Европы. Грань между высшим и низшим сословиями становилась все более размытой, менялись экономические и земельные отношения, менялись и вкусы публики. В ландшафтном искусстве начался долгий путь поиска нового идеала. Изысканные пейзажные парки, около двух веков служившие эталоном хорошего вкуса, теперь не только казались скучными, но и перестали отвечать требованиям жизни: землевладений становилось все больше, а их размер уменьшался, он уже не вмещал в себя идиллические природные просторы с их поистине космической философией, так как для классического пейзажного парка нужна обширная территория.

Тем временем новый стиль жизни, новые материалы и технологии, новые растения, в изобилии поступавшие в Европу из Нового Света вызвали в умах садоводов разгул фантазии, который ревнители изысканного стиля считали чудовищным. Владельцы садов, мало заботясь о правилах и принципах, оформляли свои владения так, как считали красивым и удобным, смело сочетая различные традиции, стили, растения. Это направление называют эклектикой, оно обычно рождает новое, но не господствует в садовом искусстве долго: преобладание эклектики заканчивается тогда, когда среди многочисленных творческих экспериментов начинают выделяться наиболее удачные, и садоводы начинают их повторять, тиражировать. Так к середине ХТХ века в Англии стал популярен садовый стиль Викторианской эпохи, основанный на строгой геометрии форм, ранее презиравшейся за искусственность, а несколькими десятилетиями позже получил развитие новый природный стиль или новый английский сельский сад, трогающий душу своей простотой и непринужденностью. Этот стиль и по сей день является лицом английского садового искусства. Он вобрал, кажется, все лучшее, достигнутое за долгие годы и даже века развития: природную естественность английского пейзажного парка, практичность и ностальгическое обаяние сельских садов, богатый растительный ассортимент эклектики и викторианского стиля.

В противовес ускоряющемуся темпу жизни, обезличиванию труда и вещей, отчуждению человека от природы новый стиль давал владельцам садов возможность почувствовать себя частью идиллического образа неторопливой сельской жизни. Он подразумевал уход от подчеркнутого вмешательства человека в природу, простоту и естественность посадок, группировку планировочных узлов и садовых композиций вокруг потребностей семьи, возможность трудиться, ухаживая за садом па открытом воздухе, а также использование элементов дизайна, изготовленных кустарным способом и хранящих тепло человеческих рук. Благодаря этому приемы создания сельского сада, его идеи и образы находят множество поклонников даже сегодня, нет — именно сегодня, в эпоху технического прогресса, когда потребность в эмоциональном общении с природой ощущается людьми особенно остро.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все для дачников и огородников, советы и рекомендации