Садовые растения
Цветы в саду
Участки
Дачная кухня
Дорожки, ступеньки
Ландшафтный дизайн
Статьи об обустройстве сада
Приемы ландшафтной композиции
Наличие композиции - это решительный и очень важный шаг. Другое дело, что она может быть либо уравновешенна, либо нет. Если вы видите неуравновешенную композицию, у вас возникает чувство, что в целом красиво, но чего-то не хватает, как будто бы что-то мешает. А уравновешенная композиция - это полная гармония, это и есть идеальный сад. Для того чтобы уравновесить композицию, нужно воспользоваться несколькими приемами. Рассмотрите их внимательно. Может оказаться, что не все они нужны вам. Возможно, ваша композиция уже частично уравновешена.
Прием первый: примените пропорциональность. Пропорциональность - это соответствие размеров отдельных элементов сада друг другу и соответствие размеров дома размерам всего участка. Если элементы сада не соответствуют друг другу, это «режет глаз» и выглядит так, как будто бы все это собрано с разных участков. «Применить пропорциональность» означает уравновесить размеры. Как это сделать физически? Во-первых, правильным планированием. Большому дому - «большое» окружение: беседки и площадки отдыха должны быть большими, а деревья - высокими. Соответственно участок тоже должен быть большим. Ну а если дом маленький, то, например, беседка не должна спорить с ним по размеру. А во-вторых, специальными приемами. Вот, скажем, как быть, если на маленьком участке уже построен большой дом? Тогда окружение тоже нужно сделать «большим, но только визуально, «виртуально». Примените специальные приемы визуального увеличения размеров сада из главы «Проблемы вашего участка: как их решить». Прием второй: примените масштабность. Масштабность - это эргономичность, соответствие всех элементов сада человеку. Нужно учитывать удобство вашей жизни на участке и внимательно относиться к таким вещам, как ширина дорожек и калитки, высота ступеней, площади беседки или площадки, высота навеса и т.д. «Применить масштабность» означает быть в курсе этих нормативов и придерживаться их при застройке. Если у вас возникают с чем-то сомнения, возьмите нормативы, принятые для квартир, и несколько увеличьте их, тогда вы получите садовые нормативы. Почему так? Потому что на ландшафте мы воспринимаем все размеры иначе, и то, что было удобно в квартире, на участке будет слишком тесным. Многие конкретные ландшафтные нормативы вы найдете в последующих разделах. Прием третий: примените симметрию. Симметрия - это, в общем, идентичное повторение одного и того же элемента, причем как бы в зеркальном отображении, относительно воображаемой оси. Таким образом, правая и левая части «картинки» получаются одинаковыми.
«Применить симметрию» означает ввести в сад, где это необходимо, любые симметричные объекты. Необходимо применять ее там, где по замыслу нужно создать спокойствие, статичность, торжественность, монументальность, парадность, если где-то много объектов, если от количества и расположения объектов возникает чувство беспокойства. Прием четвертый: примените асимметрию. Асимметрия - это такое расположение элементов, где абсолютно ничего не повторяется, где невозможно «вычислить» закономерность. Но тем не менее даже асимметрия бывает уравновешенной, и тогда это очень красиво.



«Применить асимметрию» - это означает ввести в сад ассиметричные объекты, где это необходимо. Необходимо это там, где слишком много статики, там, где вы хотите создать впечатление движения, творчества, поэзии, добавить «философского» настроения. Уравновешенная асимметрия смотрится превосходно, а вот неуравновешенная иногда создает впечатление беспорядка. Тогда нужно ее уравновесить. В случае, если вы хотите всю композицию сделать при этом немного спокойнее, просто добавьте к асимметрии немного симметрии.
А вот если вы не хотите «успокаивать» композицию и хотите сохранить чувство движения, то попробуйте изменить в этой композиции некоторые параметры: цвет, форму, размер, фактуру. Что интересно, совершенно разные параметры, оказывается, равнозначны! Например, избыток красного цвета можно уравновесить введением зеленого и белого цветов - это понятно. Но тот же красный цвет («красный» цветник) можно уравновесить объектом круглой формы (круглым водоемчиком). Большой размер чего-либо можно уравновесить количеством маленьких объектов.

Прием пятый: примените нюанс. Нюанс - это совокупность близких, очень похожих характеристик. Нюанс может быть во всем: цвете, форме, фактуре, размере, материалах, свете, в растениях и т.д. Нюансные цвета - это оттенки одного и того же или очень близких цветов одной цветовой гаммы, например несколько оттенков розового цвета. Нюансные формы - значит, очень похожие формы («оттенки» формы). Одинаковое расположение различных объектов, скажем, совокупность вертикальных объектов, но разной высоты, диаметра - это тоже нюанс. Прием шестой: примените контраст. Контраст - это совокупность диаметрально противоположных характеристик, и он тоже может проявляться во всем. Соответственно он противоположен нюансу. Контраст резко бросается в глаза. Контраст аналогичен асимметрии, это и есть асимметрия, только касающаяся не расположения предметов, а как бы «виртуальная». Если вдруг где-то на участке у вас слишком много контрастов, их можно уравновесить так же, как уравновешивается асимметрия: двумя способами. Иначе говоря, можно уравновешивать нюансом и сделать композицию более спокойной, а можно уравновешивать параметрами другого рода и сохранить динамику. Например, площадка отдыха сделана из очень «контрастных» материалов (дерево и пластик). Значит, либо добавьте в конструкцию что-
«Применить асимметрию» - это означает ввести в сад ассиметричные объекты, где это необходимо. Необходимо это там, где слишком много статики, там, где вы хотите создать впечатление движения, творчества, поэзии, добавить «философского» настроения. Уравновешенная асимметрия смотрится превосходно, а вот неуравновешенная иногда создает впечатление беспорядка. Тогда нужно ее уравновесить. В случае, если вы хотите всю композицию сделать при этом немного спокойнее, просто добавьте к асимметрии немного симметрии.
А вот если вы не хотите «успокаивать» композицию и хотите сохранить чувство движения, то попробуйте изменить в этой композиции некоторые параметры: цвет, форму, размер, фактуру. Что интересно, совершенно разные параметры, оказывается, равнозначны! Например, избыток красного цвета можно уравновесить введением зеленого и белого цветов - это понятно. Но тот же красный цвет («красный» цветник) можно уравновесить объектом круглой формы (круглым водоемчиком). Большой размер чего-либо можно уравновесить количеством маленьких объектов.

Прием пятый: примените нюанс. Нюанс - это совокупность близких, очень похожих характеристик. Нюанс может быть во всем: цвете, форме, фактуре, размере, материалах, свете, в растениях и т.д. Нюансные цвета - это оттенки одного и того же или очень близких цветов одной цветовой гаммы, например несколько оттенков розового цвета. Нюансные формы - значит, очень похожие формы («оттенки» формы). Одинаковое расположение различных объектов, скажем, совокупность вертикальных объектов, но разной высоты, диаметра - это тоже нюанс. Прием шестой: примените контраст. Контраст - это совокупность диаметрально противоположных характеристик, и он тоже может проявляться во всем. Соответственно он противоположен нюансу. Контраст резко бросается в глаза. Контраст аналогичен асимметрии, это и есть асимметрия, только касающаяся не расположения предметов, а как бы «виртуальная». Если вдруг где-то на участке у вас слишком много контрастов, их можно уравновесить так же, как уравновешивается асимметрия: двумя способами. Иначе говоря, можно уравновешивать нюансом и сделать композицию более спокойной, а можно уравновешивать параметрами другого рода и сохранить динамику. Например, площадка отдыха сделана из очень «контрастных» материалов (дерево и пластик). Значит, либо добавьте в конструкцию чтолибо из нюансных материалов (сайдинг), или уравновесьте такой уголок отдыха необычной его формой, посадками растений в соответствующем стиле, или подберите оригинальную авторскую мебель.
Прием седьмой: примените цвет. Цвет - это 60 процентов успеха почти в любом дизайнерском вопросе. Цвет может очень многое, он оказывает наиболее сильное воздействие на наше восприятие сада - создает настроение и может исправить многие недостатки. Цвет и сочетания цветов могут визуально менять форму и размеры предметов и даже сделать больше весь участок. Цвет - это момент стиля, момент индивидуальности и даже лечебный момент. Необходимо отметить, что на ландшафте наше восприятие цвета иное, чем в помещении, потому что на открытом воздухе присутствует солнечный свет или «желтая составляющая» (даже если пасмурно). Глаз при таком освещении без искажения воспринимает только яркие, теплые оттенки, а вот холодные тона искажаются и «выцветают». Если вы хотите посадить цветы на солнечном месте, лучше выбрать те, что цветут в красно-желто-оранжевой гамме. А в полутени посадить растения, цветущие голубыми цветками.
Нельзя смешивать теплые и холодные оттенки одного и того же цвета или близких цветов. Но вообще теплые и холодные цвета - это решающий фактор, и с этим всегда много путаницы. Синий и желтый цвета, например, можно и нужно смешивать, например, в пределах одного цветника. А вот холодный красный и теплый красный - нет. Все ненасыщенные оттенки должны использоваться в качестве фона, а насыщенные - быть акцентами. Насыщенность - это, проще говоря, яркость цвета. При этом теплые цвета по определению всегда ярче любых ярких, но холодных цветов. Это проще запомнить как «температуру» цвета.
Всегда нужно стремиться использовать гармоничные цветовые сочетания, то есть те, которые самой природой определены как гармоничные. Как же их узнать? Самое простое решение - воспользоваться специальным прибором: цветовым кругом Иттена (продается в магазинах для художников и дизайнеров). Инструкция очень проста, поль-

зоваться прибором легко. По этому кругу вы сразу определите необходимые вам сочетания и подберете к любому цвету подходящие дополнения, без изучения теории цвета. Прием восьмой: примените динамику. «Применить динамику» означает создать на участке впечатление движения. А создать его можно разными способами: линиями, цветом, формой, расположением объектов в пространстве, физическим движением растений и воды на участке и даже присутствием на участке животных. Движение - это волнистые, зигзагообразные, круглые линии, дуги, неправильные формы, ромбы, овалы, контрасты, яркий цвет, вертикали, ярко выраженный рельеф, ручей или фонтан, сильно выраженная фактура.
Прием девятый: примените статику. «Применить статику» означает создать на участке впечатление неподвижности или уменьшить имеющееся «движение». Создается теми же способами, как и динамика, просто здесь все другое: и линии, и формы, и расположение объектов. Статика - это прямые линии, симметрия, горизонтали, квадраты и прямоугольники, водоемы со стоячей водой, сады камней, пастельные оттенки, ровный рельеф, объекты правильной геометрической формы, гладкая фактура. Прием десятый: используйте законы перспективы. «Использовать законы перспективы» означает:

1. Создать непосредственно саму перспективу, иначе говоря, обеспечить свободное скольжение взгляда вдаль, без препятствий и тупиков. При этом перспектива должна быть красивым видом. Вы должны увидеть достаточно интересных объектов, которые захотелось бы рассмотреть, и взгляд должен перемещаться от объекта к объекту. О таких красивых видах и о том, как их создавать, вы можете еще раз прочитать в главе «Решение проблем участка».

2. Оформить эту перспективу по правилам воздушной перспективы. Они состоят в том, что, рассматривая природные ландшафты, мы видим далекие предметы как бы в воздушной синеватой дымке, с некоторыми искажениями, там цвета утрачивают свою яркость. Чем предметы дальше, тем меньшего размера они кажутся и меньше воспринимается расстояние между ними. Вертикальные линии остаются неизменными, а горизонтальные вдали визуально сходятся. Более близкие предметы мы видим крупно и отчетливо. Теплые, яркие цвета и белый цвет кажутся ближе, чем на самом деле, то есть приближаются к нам, холодные, пастельные - отдаляются. Вот именно так мы и должны размещать в саду все объекты и растения - подражать особенностям природного ландшафта. Все яркое, четкое должно быть на переднем плане, а все далекое - как бы «в дымке». Это ничего, что площадь сада мала, главное - создать эту иллюзию, и границы сада «раздвинутся».


Прием одиннадцатый: примените ритм. Ритм - это повторение каких-то элементов через определенные промежутки, интервалы. Ритм в саду можно назвать ландшафтным «орнаментом». Он может быть простым, когда одинаковые элементы повторяются с одинаковым интервалом, а может быть сложным, когда такое чередование происходит с различными элементами и интервалами. Прием двенадцатый: пользуйтесь формой и фактурой. Форма и фактура - неотъемлемые свойства любого объекта. И они оказывают огромное влияние на наше восприятие этого самого объекта, сообщают ему стиль, настроение, зрительно могут менять размеры и даже могут вызвать физические ощущения, например тепла или холода. Одной и той же формы строение, отделанное различными материалами, принимается по-разному. Два водоема разной формы - это две совершенно разные «истории». Играя формой и фактурой, можно менять впечатление от объекта, вызывать разные ассоциации, даже влиять на настроение. Соответственно форма и фактура могут уравновешивать другие параметры композиции, тем самым гармонизируя ее. Например, если, скажем, цоколь дома чем-то эстетически не устраивает, может быть, ему фактуру сменить? Скорее всего, это поможет. Или, например, нужен деревянный забор (или другой пока нет возможности построить), но он не сочетается со стилем участка и со строениями на нем. Выход: попробуйте запроектировать ему другую форму, отличную от той, что предполагалась вначале.



Категория: Ландшафтный дизайн


Обустройство беседки


Мебель должна быть не только красивой, но и удобной.

Реклама
Not found